Кантри-музыка в России: «за что боролись, на то и напоролись»

Этот материал был специально написан в 1996 году для открытия кантри—бара "Белая Лошадь" на Страстном бульваре в Москве. Он очень информативен и сжат до предела, важен как обзорный. Без особых комментариев.

Перефразируя историческую телевизионную фразу «В России секса нет» миллионы сегодняшних россиян в полной уверенности и неведении утверждают, что мы в нашей Великой стране такой музыки «кантри» не знаем». И очень даже ошибаются. За разъяснением, существует ли в СНГ американская народная (сельская) музыка можно обратиться к историку кантри-музыки России, журналисту Андрею Горбатову, автору КНИГИ—энциклопедии «COUNTRY-MUSIC IN RUSSIA & EX-USSR”» изданной агентством «Интермедиа» в 1993 году. Ну, а если есть историки, значит есть и история. И вот что можно найти в его книжке: "В отличие от стран западноевропейских, послевоенный СССР, страна-монстр, страна-победитель, беспробудно находилась в самой себе, или как принято по традиции говорить—за каким-то "железным занавесом". И пока американские солдаты подкупали Европу своей музыкой "кантри", новой волной джаза и блюза, Россия строилась в колонны под музыку Союза Композиторов СССР. Это "построение" продолжалось даже во время "оттепели".

На фестивале молодежи и студентов 1957 года только чудом появился легендарный уже тогда Пит Сигер, «борец за свободу мирового пролетариата». Страна, репортажно, в течение нескольких секунд, лицезрела по черно-белым ящикам классическое пятиструнное американское банджо и молодого бородатого англоязычного певца в свитере.

Летом 1974 года каким-то чудом в Россию приезжает легендарный Теннесси Эрни Форд со своей исторической песней «16 тонн» и выступает с программой в ГЦКЗ «Россия.» Летом 1976-го США по всему миру бурно отмечали 200 лет своей замечательной Конституции, а Картер продолжал взасос дружить с Брежневым, и в качестве «посла» кантри-музыки США был выбран молодой музыкант Рой Кларк со своей «солнечной музыкой», какую и показал с большой группой американцев все в той же «России». Ну а в 1978-м СССР посетили музыканты «Нитти Гритти Дёрт Бенд».

Олимпийский маразм 1980 года по отношению к штатовским спортсменам и соответственно, деятелям буржуазной культуры, на долгих пять лет закрыл дорожку американских кантристов к советской непросвященной публике. Лишь фестиваль молодежи 1985-го занес в Москву Криса Кристофферсона (тут же накрепко задружившегося с Андреем Макаровичем и его «Машиной Времени» и А.Б. Градским), Боба Дилана, Пола Саймоиа и более мелких «звездочек» американского фолка и даже Чешской республики.

А дальше пошло—поехало: что ни год, то заезды кантри—звезд разных величин и даже стран. «Вирус кантри» стал очень заразным в России. Вышеперечисленные поехали пить водку по второму разу, к ним добавился Рикки Скаггз со товарищи и многие другие.

Кому ж захочется только внимать кумирам заокеанским? Советский народ захотел если уж не петь, так хоть подпевать. Первьми подпевать начали музыканты группы Володи Назарова, уже в конце 70-х включившие в свою программу пару кантри-хитов. А в 1975 году студенческая группа «Орнамент» под личиной песен борьбы и протеста уже исполнила настоящее «кантри» .

Из «Орнамента» в 1986-м «сплелась» и выросла «Кукуруза», практически единственный коллектив «Росконцерта» и единственная в то время кантри-группа в чистом виде. Ж.Бичевская, побаловавшись кантри в 70-е, тему эту закрыла, М.Капуро, попев кантри, ушла в русский фолк. Между тем суперпопулярная «Машина Времени» всю жизнь играла рок-н-ролл, который больше чем наполовину оказался типичным кантри, только на русском языке. А вы и не знали? С 1989 по 1992 годы в Москве прошли крупные фестивали кантри «Фермер», объединившие более двадцати самодеятельных групп жанра со всего СССР.

Сегодняшняя палитра представителей кантри—музыки России не богата красками, количеством и качеством по сравнению с Европой (о США вообще молчу), однако позволяет нарисовать следующую московскую картину: «КУКУРУЗА», «ГРАССМЕЙСТЕР», ГРУППА «НИЧЬЯ», «СЕРГЕЙ И БРОДЯГИ», «ВЕСЕЛЫЙ ДИЛИЖАНС» (ТИНЭЙДЖЕРСКАЯ ГРУППА, .НОВОЕ НАЗВАНИЕ «СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»—БАМ), «APPLE IACK» ПPOEKT АНДРЕЯ БАРАНОВА, «ДОЛИНА КРАСНОЙ РЕКИ», «В.А.C.К.», «JULIA & FRIENDS» ИРИНА СУРИНА С ГРУППОЙ, ЛАРИСА ГРИГОРЬЕВА С НОВОЙ ГРУППОЙ, «WESTERN GATE», ПЯТЬ ПРИМЫКАЮЩИХ РОКАБИЛЬНЫХ- «МИСТЕР ТВИСТЕР», «КРЕЙЗИ МЕН КРЕЙЗИ». ЕДИНСТВЕННАЯ ПИТЕРСКАЯ «FINE STREET».

КЛУБЫ, ГДЕ ИХ СЛУШАТЬ: «АРМАДИЛЛО», «КАНТРИ-БАР»НА ПОКРОВКЕ, «ЛА КАНТИНА», «СПОРТС-БАР» НА НОВОМ АРБАТЕ, «ШЕСТНАДЦАТЬ ТОНН», «ШЕЛТЕРС», «САНТА ФЕ» НА ПРЕСНЕ. «ТАБУЛА РАСА», «БЕДНЫЕ ЛЮДИ» НА ОРДЫНКЕ , «АМЕРИКЕН БАР», «АРБАТ БЛЮЗ КЛУБ» И ТЕПЕРЬ-»БЕЛАЯ ЛОШАДЬ». ЧТО НИ МЕСЯЦ—ТО НОВЫЙ КАНТРИ-САЛУН. "НА ТО И НАПОРОЛИСЬ..."

И ЭТО ХО-РО-ШО !!!