ЭТНО-МУЗЫКА В РОССИИ: ВРЕМЯ ВЫЖИВАТЬ…

Неискушённый читатель — деятель провинциального шоу-бизнеса, даже и не подозревает, о чём пойдёт речь в данном материале. Чтобы плавно подойти к такому новому культурному явлению как музыкальная "этника" в России и бывшем СССР (мы вправе уже говорить "музэтнический шоу-бизнес", по совокупности признаков — концерты, сеть клубов, фанаты, реклама, и главное — денежные обороты) требуется сделать вводные комментарии. Первым из всех этнических музыкальных жанров с Запада в СССР пришло американское "кантри", этакий официальный национальный эрзац музыки США,— через Вторую Мировую войну, через Западную Европу тонкой струйкой текла американская народная музыка в сталинскую СССР. Потом — фестиваль молодёжи и студентов в Москве 1957 года, московская Олимпиада 1980-го, затем студенческий фестиваль 1985 года и последующее падение "железного занавеса". В 90-е годы музыка кантри стала весьма популярна не только в южной и серверной столицах, но даже и в провинции, о чём читайте ниже.

Своё официальное исчисление американская народная музыка, как индустрия развлечений и способ зарабатывания денег, ведет с 28 ноября 1925 года, когда в городе Нешвилл, в штате Теннесси, в старом амбаре для хранения зерна, переделанном под концертный зал прозвучала первая радио-передача с трансляцией живого выступления кантри-музыкантов. Монополистом стиля кантри в 20-е годы стала радиостанция WSM. Ежедневные трансляции концертов приучили жителей США к этой музыке как к национальной. В Нэшвилл стали съезжаться поклонники кантри со всех Штатов, стало быть и деньги потекли рекой в "банк" раскрутки этого жанра. Появились и настоящие звёзды жанра, вошедшие в "Галерею Славы" кантри в Нэшвилле. В 1992 году автор этих строк посетил столицу кантри и обнаружил в музее кантри-мьюзик (так называемом "Зале Славы" следующие имена, глобально повлиявшие на развитие жанра, в том числе частично и на развитие музыки в России: певцы и музыканты Джим Ривз, Билл Монро (создатель жанра "Блюграсс" — разновидность акустического кантри), Джимми Роджерс, Хэнк Вильямс, Рой Айкафф, Чет Эткинс (создатель всемирно известной манеры, школы игры на гитаре), Эрнст Тьюбб, певица Петси Клайн ( помимо всего прочего создала в 50-е годы всемирно известный хит "Крейзи", который в наши дни исполняет Хулио Иглесиас), Долли Партон, Эми Лу Харрис, Джонни Кэш, Вилли Нелсон и известнейший киноактёр и антисоветчик Крис Кристофферсон и многие многие другие мега-звёзды. Экспансия кантри, влияние жанра на общество, культуру , даже политику чрезвычайно велико: стиль кантри использовали "Битлз", "Иглз", Криденс", наша "Машина Времени", страстным покллонником и спонсором кантри-мьюзик стал в 80-е годы Джордж Буш—старший. Кантри чрезвычайно популярно в Западной Европе, в Таиланде(!), Японии (!) и т.д. Самый известный и высокооплачиваемый певец в этом жанре — Гарт Брукс, собирающий вот уже более пяти лет стадионы поклонников. По подсчётам социологов—аналитиков, доходы мистера Брукса и его аудитория превышют по численности бюджет концертов Мадонны и Майкла Джексона вместе взятых! Вот такое оно — всемирное Кантри!

Вступая на узкую тропу этнической (национальной, народной) музыки в России, каждый музыкант просто обязан избрать для себя своеобразную точку отсчёта. В данный Богом год нового столетия на российском участке фронта наступило настораживающее (как всегда бывает перед штурмом) затишье. Впрочем и до текущего момента в этно-культуре России особых баталий с пресловутым шоу-бизнесом не наблюдалось, так, только партизанские вылазки.

А ежели конкретно, то полубархатная революция 1991 года ( с тремя невинно убиенными отроками) притянула словно магнитом в Россию множество наций, пожелавших не только жить, но и работать в нашей запретной, будто плод, стране, отгороженной 75 лет от нормальной цивилизации. И рванула рок-революция, да только быстро погасла, став придатком шоу-без-бизнеса. Кончина рок-н-ролла, предвещанная господином Б.Г. случилась безболезненно и датируется как раз тем моментом, когда рок-н-ролл стал способом стабильного зарабатывания денег (приблизительно у большинства "рокеров" с 1993 года), и не малых. Цой, Башлачёв, Тальков, Науменко и другие безвременно ушедшие не успели наесться у вполне сытного рок-н-ролльного корыта, а нынешние экс-рокеры в ранге попсы едят от пуза. Между тем этническая музыка, не замеченная и не прочувствованная по прибылям воротилами "попсы", потихонечку заползала тонкой змейкой в дикое логово шоу-без-бизнеса и отвоёвывало в этом российском разгуляе скромные по доходам концертные местечки.

А коли ещё конкретнее, то по России стали вырастать, как грибы после дождя, всяческие национальные ресторанчики и клубы с соответствующими же кухнями всего мира. Ну, известно,у богатых свои причуды… Новые русские всё плодились и размножались, и хотели тратить деньги, кровно и неправедно нажитые в борьбе за место под солнцем. Прежде всего, с 1991 года в Москве появились американские ковбойские кантри-салуны и ирландские или английские пабы, где за фразу "Мурку давай!", брошенную вместе с деньгами местным стильным "кантрёвым" либо "кельтским" этно-музыкантам, можно было запросто схлопотать по мордам! Так, стало быть, в системном порядке возникли в России музыкальные коллективы, играющие национальную музыку.

И ЭТА, ПЕРВАЯ, ПОДГЛАВКА — О КЕЛЬТСКОЙ РОССИЙСКОЙ МУЗКУЛЬТУРЕ.

Необходимо отметить, что музыка кельтов — то есть фольклор и его разработки народов Ирландии и Шотландии стали исторически источником и составной частью народной американской музыки. В основе своей кантри зарождалось на музыке переселенцев с островов ещё в 19-м веке… Это уж потом кантри-мьюзик формировалось и смешивалось с музыкальной этникой других народов.

В Москве в ирландских пабах (таких как "Шемрок", "Рози о^ Гредис", "Селли о^Брайен", в британских "Джон Булл" и т.д.) с 1991 года начали выступать кельтские народные группы, правда их составляли стопроцентные россияне: самая старая группа — это "Леший и Волынщик", позже возникла группа "Жители Холмов", а также "Воинство Сидов", "Тинтал", "Белая Сова", "Музыка Кельтов", "Воздаяние Арфы","Зелёные рукава","Карточный домик", "Art Ceilidh","Телен Гвадт", Тони Воткинс и "Смокбрейкерз", "Тиль Уленшпигель", "Олд Хорнд Шиип" и даже питерская команда "Вермишели — Окестра", основу которой составили бывшие музыканты легендарного "Аквариума" Бори Гребенщикова. В Нижнем Новгороде возникла группа кельтской музыки "Шемрок" на базе нового ирландского бара, в Ростове-на-Дону работает профессиональный кельтский коллектив на постоянной основе в единственном ирландском пабе! Помимо работы в дюжине столичных ирландских и английских пабов Русское Кельтское Общество под предводительством Михаила Гладкова придумало ежегодный международный фестиваль "Moscow Fleadh"! И это в Москве! На последний фестиваль, который по традиции проводится в День Святого Патрика — 17—19 марта, продюсерский центр Андрея Горбатова привёз двух замечательных шотландцев—кельтов — Дональда Блэка и Донни Маккензи выступивших с серией московских концертов! Так как самой старой из кельтских стала группа "Леший и Волынщик", назовём музыкантов поимённо: Тимур Рафиев — волынка, флейты, вокал, Юрий Сергеев — бас-гитара, боран(кельтский бубен), Константин Жолобев — акустическая гитара, банджо, бузуки, Иван Воронов — лидер-вокал, гитара. С ними выступает профессиональный танцевальный дуэт — показ кельтских народных танцев под музыку. Настоящее шоу! Очень активно в раскрутке кельтской музыки в Москве работает продюсер Виталий Миронов, привозя группы из Шотландии два—три раза в год на клубные туры по столице пока, надеюсь в будущем по областным городам. Тур, как правило, спонсирует какой-либо брэнд знаменитого шотландского виски.

ГЛАВКА ВТОРАЯ, "КАНТРОВАЯ", НО НЕ ПОСЛЕДНЯЯ…

Прибавилось работы и кантри—группам, часть из которых возникли на заре Перестройки: "КУКУРУЗА", "Яблочный Джек" с певицей Дианой Голиковой, "РЫЖАЯ ТРАВА" (позже —"Кантри Драйв") с Ларисой Григорьевой, "ГРАССМЕЙСТЕР", "НИЧЬЯ", акустический проект экс-гитариста группы "Своя игра" Андрея Баранова, который начинал в ансамбле Владимира Назарова, "Долина Красной Реки", певицы — Ирина Сурина и Джулия Йостыня — все оказались не обделены вниманием поклонников. Более того, хорошо раскрученная группа "ГРАССМЕЙСТЕР" стала культовым клубным коллективом, выпустила два успешных (как в плане коммерции, продаваемости, так и в плане концепции) диска и вступила в лагерь элитных бардов наравне с Митяевым, Никитиным и т.д.. С 1991 года в "северной столице" активно заработала группа "Файн Стрит", затем возникла группа "Блайнд Микс" и вновь расцвела после некоторой паузы в творчестве легендарная (с 70-х годов!) певица Марина Капуро с группой "Яблоко". Уже в начале 90-х в Нижнем Новгороде в кантри—жанре заработал коллектив "Кантри—Салун", в Обнинске (Калужской губернии) — тинейджерский "Весёлый Дилижанс", в Смоленске — "Кантрибандисты", в Перми — "БАБАТУ", В Омске — "Вестерн С", в Хабаровске — "Ладушки", в Комсомольске на Амуре — "Казус", в Иваново — "Акустик Кантри Бенд", в Соликамске — "Тутти-Фрутти", в Череповце — "Телефон Доверия", в Екатеринбурге — "Саквояж", в Новосибирске — "Голден Веллей". В Москве параллельно начали работать близкие по стилистике рокабилльные группы (рок-н-ролл 50-х годов) — "Мистер-Твистер", "Пижоны", "Крейзи Мен Крейзи", "Джейлбрейкерз", в Петербурге — группа "Раттлснейкс" и другие рокабилльщики, использующие в репертуаре хиты американской народной музыки. Из классических кантри-групп отмечу "Яблочный Джек". Существуют больше семи лет, профессиональная команда: Дмитрий Вахрамеев — мандолина, вокал, (экс-"Кукуруза"), Дмитрий Новокольский — лидер-вокал, акустическая гитара, губная гармошка, Виктор Задорожный — бас-гитара, бэк-вокал, Рустам Кужалиев — гитара, Сергей Леонов — барабаны. Гастролировали — от США и Канады до Сахалина через Европу! Два профессиональных диска-альбома— "Живьём в "Славянской" и "Белый грузовик". Послушать все эти группы можно в "Кантри баре" на Покровке, в баре "армадилло", клубе "КУ-КУ" на Речном вокзале, "Ла Кантина" на Тверской и еще более десяти салунов.

ГЛАВКА ТРЕТЬЯ. О МОДНОМ "ЛАТИНО" ЗАМОЛВЛЮ Я СЛОВО…

Дальше— больше. Столицу заполонили самые настоящие латиносы. Представители Южной Америки, потомки инков и майя, самых настоящих индейцев— перуанцы, бразильцы, боливийцы, также мексиканцы, принесшие свою музыкальную культуру со своих Родин. Поначалу латиносы выступали на Старом Арбате, а потом плавно переместились в близлежащие клубы — "Хола Мехико", "Панчо Вилья", ресторан "Прага", "Испанский Уголок", "Дон Кихот" и другие рестораны, связанные с испано-американской кухней. Здесь сформировались группы "Амазонас", "Солниду Кальенте","Эль Койотас", "Ликор", "Латин Рэй", феминистская команда "Лос Сиренос" и еще с десяток других латиносских коллективов, взявших репертуарный диапазон от глубинных и древних индейских песнопений своих предков до хитов Рики Мартина и Хулио Иглесиаса. Особо отмечу группу "Медиа Луна": Дмитрий Слащёв — клавиши, бонги, духовые, Борис Ястребов — гитара, Карим Родригес — вокал (кубинец), Сергей Гармаш — гитара. Уже несколько лет постоянно работают в ресторанах "Эль Гаучо" и других, записали альбом. В Москве уже не один десяток ресторанов, где очень популярны латиносы на постоянной основе.

ГЛАВКА ЧЕТВЁРТАЯ. ВЕХИ МОСКОВСКОГО ФЛАМЕНКО.

Близкие по эстетитке и стилистике к "латино" группы фламенко имеют лидирующий коллектив "Лос Де Моску". Это настоящее шоу с вокалом, танцами, костюмами, живой музыкой. Сольные выступления на крупных площадках — театр Покровского на Никольской и в "Геликон—опера" в Доме Медика на Никитской, не считая десятков стильных клубов Москвы и России. Каждое лето "Те, что из Москвы" вылетают в Барелону , в Испанию в качестве участников фестиваля фламенко в Кордове. В составе группы — Валентина Пахомова, вокал, танец, руководитель группы, Лариса Романова — бывшая танцовщица трио "Экспрессия" (детище Бори Моисеева на без помощи Аллы Пугачёвой), Алексей Романов — ударный инструмент "кахон" (лидер группы легендарной "Воскресенье") и Павел Баталин — акустичесмкая гитара-фламенко, он ученик знаменитого Маноло Санлукара. Группа существует уже восемь лет. Помимо корифеев фламенко в Москве работают танцовщицы Лена Эрнандес и отдельно Марина Кото, очень профессиональный фламенкист—гитарист Дмитрий Мамонтов, также Алексей Чудинов. В общем, не густо, учитывая, что латиносы испольтзуют в репертуаре испанское фламенко. А базовое место для фламенкистов в Москве — ресторан "Испанский уголок" в Охотном Ряду и ряд таверн испанской стилистики и кухни. Так что работы коллективам хватает!

ГЛАВКА (ОНА ЖЕ СТАТЬЯ) ПЯТАЯ, УЖЕ ТАКИ "БЕЗ ДВАДЦАТИ ВОСЕМЬ…"

Подняли голову российские кошерные евреи, экзотически выступая в клезмерских народных коллективчиках в редких еврейских ресторанах. Самый известный их них — "Кармель" на Тверской улице, в районе метро Павелецкой — кошерный "У Юзефа". А самые известные группы жанра — "Кул энд джэззи" —детище Марка Смирнова, группа "Гои" с аккордеонистом-виртуозом Андреем Кудрявцевым и певицей Аидой, "Папоротник" (с авторской программой и без А. Макаревича) и "Семь Ветров" с Жорой Мушеевым. Существует в Москве и танцевальный еврейский народный коллектив, в популярной и коммерческой форме предлагающий свою программу в клубах и ресторанах. Группы выступают на всех знаменитых еврейских праздниках для еврейсой коммуны Москвы.

ГЛАВА ШЕСТАЯ. "ДАВАЙТЕ УЛЕТИМ В АФРИКУ!" —

приглашает зрителей на концертах Бабель Бамбела, лидер африканской группы "Солнечная музыка". А ему домой хочется… По политическим мотивам Бабель не может вернуться в родное Конго, так как неугоден нынешней диктатуре в его стране. Бабель успел поработать у Бари Алибасова в составе шоу-группы "На-На" в 1996 году в программе "Эскимосы—папуасы", а затем Бари сменил программу и поувольнял всех африканцев. Вообще-то за последние годы из Африки в институт Патриса ,Лумумбы (а, представьте, сколько за 40 лет!) столько негров понаехало! Так они и культуру свою привезли, свои песни. Однако самым ярким коллективом в негритянской Московии стала группа африканцев из Мозамбика, Камеруна, Центральной Африки — "Сан Мьюзик"("Солнечная Музыка"). Появился в Москве и истинно африканский ресторан "Лимпопо" с экзотической кухней и танцовщиками — тамтамщиками (барабанщики на там-тамах). Дошло до курьёзного: в "Лимпопо" местных негров—официантов специально обучили петь блатные русские песни и стали они веселить жующую публику "Муркой" в шапке-ушанке и русским шансоном! Необходимо поимённо отметить "Солнечную Музыку", единственную в Москве группу, исполняющую афро-бит, реггей, латино, сукус, салса — Бабель Бамбела, солист, барабаны бонги и там-там, Андрэ Пеленда — электрогитара, Симон Лоло — барабаны, Мики — гитара, Марсель Йока — лидирующий вокал, единственный россиянин — Егор Масков — бас-гитара. Группа в основе своей франкоязычная, исполняют также песни на испанском и английском языках. Ребят полюбили в "Санта Фе", "Китайском лётчике Джао Да" и других клубах столицы и областных российских городов — Ярославле, Туле, Твери, Смоленске, Саратове и других.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ И, НАКОНЕЦ, ПОСЛЕДНЯЯ. С ЧЕМ СЕЙЧАС "ЕДЯТ" РУССКОЕ ЭТНО…

А российским фольклорным коллективам новой формации надоело играть псевдо-русский лубочный фольклор для недалёких западных туристов и в десятках российских кабачков зазвучал продвинутый этно-фолк. Надежде Бабкиной и Хору Пятницкого уже трудно было угнаться за революционными славянкими фолк-новациями и на откуп появился яркий последователь традиций ансамбля Дмитрия Покровского — успешный проект "Иван Купала", попсовый авангард — "Балаган Лимитед", молодёжная, "продвинутая" фолк-группа "Славянский Ход" (художественный руководитель Даниил Бакке) и иже с ними. К концу 90-х возник новый авангардный проект — группа "Этника" Елены Беляевой. Музыка этническая постоянно развивается, в отличие от застарело окаменевшей рафинированной попсы.

ПОСЛЕГЛАВИЕ.

Сегодня избалованного московского слушателя-работодателя уже не удивишь экзотикой, а значительная часть новых русских (как бизнесменов—клиентов, так и рестораторов или владельцев клубов) нудается в этнической музыке как негр Чарли в маске для загара.. Круг обращённых в этнику растёт медленно, а ста лет на наработку аудитории , как у джазменов, и даже сорока лет "форы" рокеров — у этнических угодников просто нет! Слушатель музыки классической имеет "фору" на лет триста минимум от Иоганна Себастьяна! Однако действует незыблемый закон сохранения этнических музыкантов не только в России: сколько их убудет из одного места, столько же прибудет в другом, а потом в пятом и десятом. Посредством распада старых составов. Вечный круговорот в музыкальной природе этники!

Эх, зря пророчат люди попсовые смерть этники в России! Ведь у нас до новой революции совсем немного осталось. Надо лишь национальным духом собраться — день простоять да ночь продержаться. А там, глядишь, кто сумеет прорваться — то Филя Киркоров, Олежка Газманов, Алёнка Апина, а, Бог даст, и Алла Борисовна в само поп-буржуинство запишут… На том и мировую выпьем-задвинем — на посошок…

АНДРЕЙ ГОРБАТОВ (ЛЫСЬВЕНСКИ)