“Грассмейстер” – перед белым листом…

(к выходу третьего альбома группы).

…Но мне хочется спеть эту песню о том,
Кто один на один перед белым листом,
Кто, сгорая дотла, согревает других,
Только жаль, что немного на свете таких…--

Этими стихами заканчивается новый, третий “сидюшный” альбом “Время цветов” самой стильной (по моему мнению)на сегодняшнем шоу—рынке московской группы “Грассмейстер”. Перед белым листом любому нелегко – а уж тем более “группе со смыслом”, каковой стала эта…

Поэтому, за слово ( и музыку) отвечать будет каждый из четырёх музыкантов группы и в большей степени – самый главный – тот самый Андрей Шепелёв.

Главка 1. ХУДРУК—ОСНОВАТЕЛЬ.

Андрей Шепелёв – это диагноз. Чтобы заработать эту редкую, не поддающуюся лечению, болезнь, которой вот уже более четверти века болеет этот музыкант, необходимо постоянно и много самосовершенствоваться. Называется “болезнь” просто – фанатизм. Fanatism Sapiens. Потому что Шепелёв знает, зачем фанатеет и добивается блестящих “грассмейстерских” побед. Вряд ли в России сегодня найдётся музыкант, столь преданный своему Стилю, как Шепелёв. Знал и слышал его заочно в 1986-м в “Кукурузе”, летом 1987-го познакомился во время своегомедового месяца в городе Сочи, где гастролировала “Кукуруза” и просто обалдел от музыки. В то время это был первый профессиональный прорыв в кантри-шоу на фоне редкой и слабой самодеятельности.

Коллега будущей телезвезды - Димы Диброва - по кантри - группе “Орнамент” в начале 80-х годов, создатель группы “Кукуруза”, автор названия группы, первый “мейстер”--исполнитель на инструменте “добро” в СССР, преподавал американцам (!) их же народную музыку на их же народных инструментах – банджо-пятиструнке, добро и стил-педал гитаре в 1992 году в Нэшвилле, штат Теннесси (логово кантри-мьюзик). Без него не смогла обойтись группа “Машина Времени” на альбоме “Медленная приятная музыка” в 1991 году, Юра Шевчук на альбоме “Актриса Весна” в 1993 году, он учил группу “Браво” играть на стил-гитаре и записал партию банджо в клипе группы. Играл у Бари Алибасова в группе “Интеграл” в середине 80-х годов. Автор десятков хитов в российской кантри и рок-музыке. Что ещё? Ещё много получится, если вспоминать...

По официальной версии группа “Грассмейстер” возникла на исходе 1994 года, потому что музыканту “Росконцерта” А.Шепелёву надоело гастролировать по США в составе группы “Кукуруза”. По неофициальной версии (то есть моей) Андрею стало тесно в составе “первого эшелона” и он сыграл партию во второй, более скоростной, то есть авангардный. Чем и явил на свет проект “Грассмейстер”. Первый альбом, теперь раритет меломанов, под названием “Трава по пояс” вышел на фирме “Дженерал Рекордз” в 1996 году по протекции “папы” рок-журналистики СССР Артемия Троицкого. Две песни с альбома стали хитами радиостанций – “Белая песня” и “Работа”.По старой памяти Дмитрий Дибров приглашает 25 февраля 1995 года Шепелёва со товарищи к себе на эфир в программу “Живьём с Максом”.В 1997 году известный бард Тимур Шаов записывает совместно с “Грассмейстером” свой альбом “От Бодлера до борделя”. В 1998-м – второй альбом группы “Грассмейстер” в серии “Живая Коллекция” с телепоказом в одноимённом цикле по российскому каналу, в этом же году – лауреатство на международном фестивале “Кантри—Пикник” в польском городе Мрангово. В 1999-м “Грассмейстеры” стали любимчиками (как ни странно) бардовского Грушинского фестиваля в Самаре, хоть к бардам отношение имеют весьма косвенное.

А что до Шепелёва, так я уже его процитировал в эпиграфе. Лучше и не напишешь! Одно слово – “Мейстер” (в переводе с немецкого – мастер). И хоть стилистически критика и сами музыканты относят своё направление к акустическому року, утверждаю, что “Грассмейстер” селекционирует и пытается успешно привить на русской почве такой замечательный стиль, как “нью-грасс”, созданный на переломе 70-80 годов в США легендарной группой “Нью Грасс Ривайвл” и совершивший революцию в музыке Америки, а затем и всего мира. Просто произносить в нашей стране название “Нью-грасс” неудобно, вот и называют “Грассмейстер” акустическим роком”, что стилистически близко, но не совсем верно. Однако, культурную нишу в современной российской музыке “Грассмейстеры” занимают уникальную и сугубо свою.

Постскриптум. Что же касается авторства на третьем диске, то Шепелёв отличился словами и музыкой в песне “Жизнь беспечная” -- …лодка быстротечная, пробежала-прожурчала мимо берега-причала…(цитата – А.Г.). Правда услышал я её давным-давно, по моему ещё в период творчества Андрея в “Кукурузе”. Далее очень хорошая мелодия к песне “Не всё так плохо” на слова Виталия Калашникова, философски мудрый мелодизм в песне “Весна” на стихи Натальи Барышевой, гармоничная музыкально и стихотворно “Время цветов”, и наконец – “Перед белым листом (читай выше – А.Г.).

Главка 2. “Волчонок”, бегущий по “Лестнице в небо”.

Я не законченный романтик, и всё же так умильно было видеть восторженного мальчика на репетиции группы “Кукуруза” где-то году в 1990-м. Мальчик приехал покорять Москву из знойного Самарканда, был из русской диаспоры, говорил с лёгким узбекским акцентом (скорее восточной голосовой интонацией). “Залетел” я на репетицию “Кукурузы” в гостиницу “Молодёжная”, что на Дмитровском шоссе не случайно -- собрать кое-какие материалы о “Кукурузе”для будущей книжки о кантри в России, которая и вышла в издательстве “Интермедиа” в 1994 году. Поклонников у гастролирующей группы было много по всему СССР – кто поклонялся один день, кто год, кто даже несколько лет. Этот мальчик с гитарой производства неизвестной мебельной фабрики завяз в поклонничестве оказалось надолго. Звали парня Тимур Ведерников.

Это сегодня Тимур с высоты своей популярности мягко забывает об эпизодах прошлого. Но оно есть, прошлое. Это он взобрался на вершину телевизионного конкурса вокалистов “Лестница в небо” и стал его победителем, это он стал обладателем яркой роли Наркомана в супер-поп-мюзикле “Метро”, известному всей России по телепоказу , Москве по Театру Оперетты, Польше – по гастрольному туру. Это он вслед за учителем (А.Шепелёвым) почти в совершенстве освоил то самое “добро” и акустическую гитару и теперь во всей стране профессионалов в “добро”-гитаре всего двое, да и те сосредоточены в одной группе. Все остальные – любители.

Но лето 1993 года выдалось жарким… В переходе подземном у станции “Охотный ряд” играла группа музыкантов – котрабасист, скрипачка, мандолинист и гитарист. Последний был тем самым длинноволосым Тимуром, увиденным мной на репетиции “Кукурузы”. Как ни странно, для уличных музыкантов группа играла очень неплохо. И тут как раз закрылся на Тверской у “Интуриста” советский общепит – забегаловка под названием “Марс” и западники-инвесторы решили построить мексиканскую таверну “Ла Кантина”, что в переводе означает просто -- “Столовая”. Недолго думая, автор этих строк привёл из перехода самодеятельных кантристов в эту мексиканскую столовую. Нам платили тогда по целых 10 баксов на каждого, что по уличным меркам было запредельной суммой. Правда и работать (то есть играть и петь) надо было четыре часа. Уличная группа “Ян Блин Бенд” (так они забавно назывались) продержалась в мексиканской столовой полмесяца!

Далее пути Тимура Ведерникова сошлись с музыкальными “Бродягами”, о чём нынешний молодой маэстро вспоминать не любит. Была такая кантри-рок группа в Москве – “Сергей и Бродяги”, весьма успешная, гитаристом которой в 1993-1994-м годах и стал Тимур Ведерников, а продюсером группы – автор этих строк. Всё лето 1994-го года еженощно группа работала в американском баре на Маяковской, отыграв более ста ночей в баре и резко поправив финансовые дела. К нам часто приходили посейшеновать(подыграть, то есть, по-русски) два замечательных мэтра-музыканта – Андрей Баранов, экс-гитарист фольклорного ансамбля В.Назарова и тот самый Андрей Шепелёв. Они и прозвали юного Тимура “волчонком”, (в положительном смысле) за то, что Тима грыз гранит гитарной науки с утроенной ретивостью.

Сегодня Тимур – профессиональный инструменталист, ему пророчат большое будущее, его приглашают на запись альбомов известные монстры шоу-бизнеса. На диске “Время цветов” Т.Ведерников предлагает авторскую инструментальную композицию “Колыбельная”, которую посвятил своей дочке. Очень успешное, мелодичное, по моему мнению, произведение. Полезно послушать ребёнку перед сном. Тимуру музыканты и директор Сергей Карданец доверили на диске исполнить почти все произведения – и не ошиблись. Диск – несомненная удача!

Не могу не отметить замечательных авторов стихов к песням, не упомянутых ранее: это Вячеслав Черныш, директор промо-фирмы “Хит-Курьер” (ироничная песня “Когда я буду богатым” и одна из моих любимых, входила в предыдущие альбомы) и Игорь Кулик, солист группы “Остров” (философская реггей-песня “Инюньская метель”), также поэты Андрей Козловский, Дмитрий Гладченко. Маэстро Андрей Баранов подарил группе (и исполнил на диске) инструментальную композицию “Я свободен, я гуляю”, после прослушивания которой действительно чувствую себя более свободным. Почувствуйте и вы, приобретя диск…

Постскриптум. Приходится только сожалеть, что группу покинул замечательный “мейстер” - инструменталист, как я считаю, исполнитель № 1 на мандолине в нашей стране – Михаил Махович, после ухода -- один из создателей группы “Ничья”.

Главка 3. Русский “гой” – Саша Платонов.

Практически при смене состава на место М.Маховича пришёл замечательный музыкант Саша Платонов. За плечами его была хорошая инструментальная школа еврейской фольклорной музыки “клезмер” в московской группе “Гой”. А.Платонов выступал совместно с ярким аккордеонистом Андреем Кудрявцевым (последний, будучи музыкантом группы “Сергей и Бродяги” и познакомил меня с Сашей Платоновым в 1996 году). Сотрудничал с популярным московским поэтом и композитором Марком Фрейдкиным. Александр погастролировал в Европе, и причалил к “Грассмейстеру” по протекции Тимура Ведерникова, где играет на акустическом басе и поёт. Быть может, скоро сам будет что-нибудь сочинять в группе.

Главка 4. Перкуссионист Евгений Билый.

Перкуссионист слово красивое, продвинутое. По- русски попросту барабанщик, или ударник. Удачная находка “Грассмейстера”, этот парень из зарубежного Херсона со школой астраханской консерватории. Женя органично вписался в коллектив и внёс колоритные ритмические краски в композиции альбома.

В феврале 2001 года группа “Грассмейстер” представила свою новую программу в передаче Д.Диброва “Антропология” на НТВ, выступила в живом эфире на “Открытом Радио” и в “Ночном VJ” Кирилла Кальяна. Могу лишь добавить, что альбом записан хорошими профессионалами (это заметно при прослушивании—А.Г.) Романом Ивановским и Гургеном Саргсяном в качественной студии Владимира Гальперина “Idee Fix”. А приобрести альбом ещё пока можно в студии “Мистерия звука” и музыкальных магазинах Москвы. Кстати, компакт-диск содержит мультимедийный трек, то есть концертный клип “Грассмейстера”, записанный на фестивале в Нижнем Тагиле в 2000-м году.При наличии даже простейшего компьютера видеозапись можно посмотреть! Но торопитесь, чтобы вновь не оказаться “перед белым листом” – слишком быстро альбомы “Грассмейстера” становятся филофоническими раритетами.