«Наутилус Помпилиус»: новая увертюра или старый эпизод.

"Молодежь Эстонии", Таллинн, лето 1988

Материал опубликован в 1988 году и полон патетики, пафоса и наивной гордости за свердловский рок. В будущем Витя Зайцев, владелец звукозаписывающей студии «НП» за несанкционированные мои очерки в московской прессе о свердловском роке попытался мне отомстить в областной комсомольской газете «На смену!» в большой пасквильной статье «Самозванцы не перевелись», обвиняя меня в присвоении прав на группу «Наутилус Помпилиус», что абсурдно уже по определению. Отличная бесплатная реклама! За что ему большое спасибо!

Думаю, не преувеличу, если замечу, что судьба «НП» беспокоит не только автора этих строк, но и многие тысячи почитателей, а точнее, почитательниц этой «звездной» группы. «Вы слыхали, свердловский «Наутилус» распался?» — трезвонят скорбно-оживленные «болельщицы» сей рок-группы, с дрожью в голосе заламывая руки чуть ли не на манер дореволюционного немого синема — как в столице, так по городам и весям всей необъятной державы нашей.

Нет, не спешите хоронить группу: «взлетевший» было глубоководный моллюск лег на время на дно, в среду затаенной глубиной неизвестности, дабы всплыть, а быть может, потом и взлететь. Хотя, кто знает?

Итак, «Наутилус Помпилиус» до сентября сего года находится в творческом отпуске. Это значит, что каждый «наутилусовец» готовит свой магнитофонный альбом. Слава Бутусов и Дима Умецкий совместно с приглашенным в Москву лидером групп «Урфин Джюс» и «Кабинет» Сашей Пантыкиным записывают на тексты бессменного Ильи Кормильцева новый альбом. Свердловская «отрезанная часть» (говоря словами их же песни) группы записывает на сравнительно недавно созданной творческой студии «Наутилус Помпилиус» свои магнитофонные альбомы (дело в том, что студия располагает первоклассной звукозаписывающей аппаратурой). Это группа «Ассоциация» во главe с саксофонистом «НП» Алексеем Могилевским. Впрочем, предоставим слово коммерческому директору студии "Наутилус Помпилиус» Виктору Зайцеву:

— В связи с появлением в Москве хозрасчетных центров типа студии «Рекорд» Ю. Чернавского или «Центра Стаса Намина», группа «Наутилус Помпилиус» пришла к выводу, что довольно зависеть от столицы и здесь, в родном Свердловске, давно пора создавать свою профессиональную первоклассную студию. Идея была безоговорочно одобрена управлением культуры Свердловского облисполкома в лице Михаила Вячеславовича Софронова. Студия преследует цель: воспитание, становление и возможность творческого развития свердловской культуры рок-музыки, благо, что свердловский рок оказался несомненным феноменом во всей стране. В студии работает несколько коллективов: В. Бутусов записывает свой авторский альбом в столице, остальные члены «НП» - новая группа «Студия «НП» (или «Ассоциация») с новым альбомом. Это музыканты А. Могилевский (саксофон, вокал), В. Комаров (клавишные), П. Назимов (ударные), В. Петров (акустическая и бас-гитара). Звукооператор группы «НП» В. Елизаров записывает свой самостоятельный магнитофонный альбом совместно с экс-«Наутилус Помпилиус». Помимо этих альбомов, рок-группа «Настя» (Н. Полева) записывает новую программу, готовит запись хардовая группа «Ева», так же новая группа «Сами по себе» с лидером леди-рок Еленой Смирновой, ушедшей недавно из «Евы». Рок-музыкант со стажем Егор Белкин записывает свой новый альбом. В студии записываются так же группы «Чай-Ф», «Агата Кристи» и группа из Верхотурья «Водопады».

Теперь созданы все условия на студии, чтобы «у себя дома», в Свердловске, не прибегая к помощи Москвы, делать записи, полностью соответствующие стандартам западных звукозаписывающих фирм. Для этого есть все: и великолепная аппаратура, и музыкальные инструменты высокого класса. Студия в доброй дружбе со свердловским рок-клубом, они оказывают друг другу посильную помощь. Интересно, что студия «Наутилус Помпилиус" получает средства путем эксплуатации музыкантов концертной деятельностью (а теперь это стало именно эксплуатацией), а производством, скажем, рок-символики: календарей, альбомов рок-групп, значков, афиш, плакатов, а также освоено самостоятельное производство радиоаппаратуры и создание принципиально новых схем.

Вот так обстоят дела с группой «Наутилус Помпилиус». Автору этих строк хочется надеяться, что после сей информации у фанатов «Hay» ажиотажа, искусственно создаваемого «болельщиками», заметно поубавится.

Мне же хочется с позиций рок-критики попытаться осмыслить, что произошло со «звездным» «НП» за прошедший год. Уверен, что лучше всего ситуацию с группой выразил Алексей Могилевский в записанном совсем недавно альбоме «Ассоциация»-II. Вслушайтесь в слова одной из песен альбома:

Время собирать каменья строем, пристально смотря вглубь.
В свете факельного креста: кто здесь друг, враг, брат?
Не подставь себя под луч прожектора любви...
Спрячься за флаг, громко крича: «Не спать!».
Кто обязан всем нам и кому обязаны мы?
— Тем неоновым дням вместо выколи глаз тьмы.
Слепо смотрят те дни с кирпичей укрытых стен,
Как мы плющим наши дни в один вынужденный день...
Здравствуй, вынужденный день...

В этих стихах, и этой музыке выражено как раз все то, что переживает и автор, Алексей Могилевский и все «наутилусы». Эта поэтичная, без сомнения, образная рок-элегия воплотила, саккумулировала творческий эпилог группы, подвергшейся распаду под воздействием неуемного, бездумного ажиотажа слушательниц, равно как и насильственной, навязываемой сверху эстрадности «НП» в последние полгода перед распадом группы. Произошло ассоциирование, отождествление поголовного большинства слушателеи-обывателей творчества «Наутилуса Помпилиуса» с творчеством Аллы Пугачевой и ее, несомненно, небесталанного клана — новорожденного «Театра песни». Необходим был уход. И он состоялся. Вспоминаю еще одну этапную вещь А. Могилевского, правда, написанную года два назад. но записанную лишь сейчас. Думаю слова песни весьма вещие и обобщающи.

Я параллельно проведу мою сегодняшнюю долю.
Я не хочу, но я иду, иду в глубокое подполье.
Я все смогу, я все стерплю, от неприятностей до боли,
Но только очень не люблю спускаться в темное подполье...

Находятся ли сейчас «науты» в том самом «темном подполье»? Да нет, пожалуй. Работа не останавливается, сильная студия позволяет не сидеть без дел. Другое дело, что для многочисленных почитателей ныне «НП» в каком-то надуманном «глубоком подполье». Необходимо развеять это предубеждение. И довольно слухов!

Алексей Могилевский, как мне думается, сумел сделать замечательное обобщение в финальном цикле песен своего альбома «Ассоциация». Аллегория его понятна и выразительна:

Подчиняясь чувству простому, не найдя свои полюсов,
Корабли возвращаются в гавань зачастую без парусов.
Белый флаг их выкинут за борт, обозначив высший предел,
Корабли возвращаются в гавань отстояться в тихой воде.

Но все-таки А Могилевский заключает свою аллегорию:

Подчиняясь чувству простому, оградив свои паруса,
Корабли уходят из дома к неоткрытым пока полюсам...
Испытав со скуки истому по привычной сердцу среде.
Корабли уходят из дома, позабыв о тихой воде...
Корабли уходят ...

Куда держат свой курс «корабли»? Знают ли об этом сами музыканты экс-«Наутилуса»? Можно только предполагать... Очевидно одно: пока продолжается этот «вынужденный день», который должен закончиться очень скоро. Хочется верить в это...